Гарантия возврата денег
Статьи >> Некоторые нюансы составления протоколов о нарушении правил дорожного движения

Некоторые нюансы составления протоколов о нарушении правил дорожного движения

Обычно документальная фиксация совершения лицом административного правонарушения, в т. ч. и в сфере безопасности дорожного движения, происходит путем составления уполномоченным лицом протокола об административном правонарушении. Детально порядок составления указанных протоколов регламентируется главой 19 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Содержание указанного протокола раскрывается в ст. 256 КУоАП. Согласно этой норме в протоколе, кроме сведений о лице, составившим протокол, и лице, совершившим правонарушение, должны быть указаны:

  1. Место, время совершения и существо административного правонарушения;
  2. Нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
  3. Фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;
  4. Объяснение нарушителя;
  5. Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Форма бланка указанного протокола содержится в Инструкции по оформлению сотрудниками Госавтоинспекции МВД материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной приказом МВД Украины №77 от 26.02.2009.

Поскольку лицо, в отношении которого составляется протокол, привлекается государством к административной ответственности, то оно имеет право защищаться от привлечения его к этой ответственности, что предусмотрено ст. ст. 59, 63 Конституции Украины. Эти же права в более подробном виде содержаться и в ст. 268 КУоАП, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться  юридической помощью адвоката, юного специалиста в отрасли права; обжаловать постановление по делу.

Таким образом, согласно изложенному в протоколе должно быть указано существо административного правонарушения, что применительно, например к ст. 124 КУоАП означает, что лицо, управляя транспортным средством, превысило скорость (не правильно выбрало дистанцию; не приняло меры к немедленной остановке транспортного средства; выехало на запрещающий красный свет светофора и т. д.) в результате чего нарушило требования соответствующего п. Правил дорожного движения, что повлекло повреждение транспортных средств. 

По сути это и есть сущность всего протокола, фактически в этой фразе, которая обычно не превышает 2-х предложений, изложено инкриминируемое Вам обвинение в совершенном правонарушении. Практически без изменений и практически в подавляющем большинстве случаев эта же фраза будет в дальнейшем указана судом в постановлении по делу об административном правонарушении. И все. Таким образом, Вы будете признаны виновным в том, что возможно совершено не Вами, а другим участником ДТП. Опровергнуть это уже будет крайне затруднительно, поскольку большая загруженность судей не дает им времени на раздумье и анализ доказательств по делу, что еще усугубляется и тем, что судья практически не несет никакой ответственности за принятое им решение.  

В связи с изложенным в составленном в отношении Вас протоколе Вы должны кратко (иначе и не получится за отсутствием в протоколе места для объяснения) указать, что не согласны с его содержанием, а более детальное пояснение дадите после ознакомления со всеми материалами проверки. Практически это должно выглядеть примерно так: «с содержанием протокола не согласен, требований ПДД не нарушал. Более подробные объяснение дам после ознакомления со всеми материалами проверки». При этом инспектору устно Вы можете пояснить, что плохо себя чувствуете в связи  с происшедшим ДТП. Также следует отметить, все что вы напишете в протоколе будет использовано против вас.

Обычно работники ГАИ при наличии нескольких участников ДТП по известным всем причинам составляют протокол в отношении того лица, которое менее всех защищено, так и более правильно, и менее хлопотно, и меньше проблем по службе. Не надо быть большим провидцем, чтобы предугадать в отношении кого будет составлен протокол если участниками ДТП были, например: пенсионер и  сотрудник прокуратуры; рабочий и руководитель фирмы; депутат и безработный. В таких случаях вина того или иного участника в нарушении ПДД практически не имеет никакого значения.

В тоже время согласно вышеупомянутой Инструкции работники ГАИ имеют право составлять протокол на месте совершения ДТП только при  наличии прямых доказательств вины соответствующего лица. В противном случае материалы должны передаваться инспектору дознания.

Таким образом, учитывая сложность установления лица, виновного в совершении ДТП, необходимость истребования в ряде случаев циклограмм работы светофоров, проведения экспертиз, установления свидетелей ДТП и т. п. обоснованность составления протокола об административном правонарушении на месте совершения дорожно-транспортного происшествия в большинстве случаев является крайне сомнительной, что в свою очередь свидетельствует о сомнительности выносимых судами на основании указанных протоколов постановлений по делу об административном правонарушении.

Ситуация относительно составления указанных протоколов еще более усугубляется существующей сомнительной практикой Высшего административного суда Украины которая исходит из того, что протоколы не являются тем документом, который затрагивает права граждан, так как он, в отличие от постановления, не содержит окончательного решения. 

Несмотря на это сотрудники нашей компании нашли юридический выход из этой ситуации, что дает возможность защищать права граждан, в отношении которых сотрудниками ГАИ составляются указанные протоколы.