Гарантия возврата денег
Статьи >> Имеют ли право сотрудники Национальной полиции выносить постановление " на месте" совершения административного правонарушения

Имеют ли право сотрудники Национальной полиции выносить постановление " на месте" совершения административного правонарушения

Конституционный суд Украины обнародовал решение по делу с конституционным представлением уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно официального толкования положения ч. 1 ст. 276 Кодекса Украины об административных правонарушениях.полиция

Украинский омбудсмен обратилась в КСУ с ходатайством о том, можно ли словосочетание "по месту его совершения", которое содержится в указанном положении, понимать как такое, которое позволяет осуществлять рассмотрение дела об административном правонарушении на месте его совершения сразу после составления протокола о таком правонарушении, так как украинские суды неоднозначно применяют данное словосочетание при рассмотрении дел по обжалованию постановлений об административных правонарушениях.

В одних случаях суды Украины считают, что действия субъекта властных полномочий по рассмотрению дела на месте совершения правонарушения (вынесения постановления сразу после составления протокола) не противоречат требованиям части первой статьи 276 КУоАП, а в других случаях - противоречат, поскольку словосочетание  "по месту совершения правонарушения" и "на месте совершения правонарушения" имеют разный смысл, в частности правовой.

Рассмотрев дело, Конституционный суд Украины решил:

Положение ч. 1 ст. 276 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которое предусматривает, что "дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения", в рамках поднятого в конституционном представлении вопроса необходимо понимать так - использованное в нем словосочетание "по месту его совершения" определяет административно-территориальную единицу, на которую распространяется юрисдикция соответствующего органа, уполномоченного законом рассматривать дело об административном правонарушении.

То есть составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение его уполномоченным органом (должностным лицом) относятся к разным стадиям административного производства.

Верховной Радой Украины были внесены изменения в ст. 258 КУоАП относительно права новых патрульных полицейских на вынесения постановления на месте остановки автомобиля (без составления протокола). Но проблема в том, что новая редакция не согласована с рядом других статей КУоАП.

Ведь никто не отменял прав человека, привлекающегося к административной ответственности в соответствии со ст. 268 КУоАП  на ознакомление с материалами дела, давать пояснения, подавать доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью специалиста в области права, который по закону имеет право на предоставлении правовой помощи, пользоваться услугами переводчика.

Что означает, сотрудники полиции имеют законное право выносить постановление на месте совершения административного правонарушения, рассмотрение которого отнесено к компетенции Национальной полиции, если человек, которого привлекают к административной ответственности, не заявит соответствующее ходатайство о перенесении рассмотрения дела ( например, по причине реализации своего права на получение юридической помощи).