Гарантия возврата денег
Статьи >> Права на видеосъёмку

Права на видеосъёмку

Под понятием «фото- ,кино- ,теле- ,видеосъёмка» следует понимать процесс фиксации фактов на соответствующее фото-, кино-, теле-, видеоноситель. Поскольку процесс соответствующей съёмки может существенно нарушать определенные личные права лфотоица, то законодатель определяет, что лицо может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеоплёнку только по  личному согласию (ст. 307 ГКУ). Согласие лица может выражаться как в устной, так и письменной форме в зависимости от обстоятельств, при которых проводится соответствующая съёмка. В отдельных случаях согласие лица на съёмку презюмируется, то есть лицо считается таким, которое согласилось на съемку, до тех пор, пока не выразит своё возражение касаемо этого. Такой вид согласия лица (по умолчанию) на съёмку его на фото-, кино-, теле-, видеоплёнку допускается, если съёмка проводится открыто на улице, на сборах, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера.

Статья 32 Конституции Украины предусматривает, что не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Согласно со ст. 7 ЗУ « О доступе к публичной информации» - Конфиденциальная информация – информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их собственному желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Так же лицу предоставлена возможность защиты и в случае, когда предварительно он дал согласие на съёмку. В этом случае он имеет право требовать прекращение его публичного показа в той части, в которой это касается его личной жизни. В таком случае лицо обязано возместить ущерб,  связанный с демонтажём материала, а также реальный ущерб, упущенную выгоду и моральный ущерб.

Право на проведение фото-, кино-, теле-, видеосъемки исключительно по согласию лица в отдельных случаях, которые предусмотрены законом, может быть ограничено. Например: Оперативные подразделения для выполнения заданий оперативно-розыскной деятельности при наличии законных оснований (ст. 6 ЗУ « Про оперативно-розыскную деятельность») имеют право совершать визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото, видеосъёмки.

В соответствии с Законом Украины «О Национальной полиции» - полиция для  охраны прав и свобод человека, предупреждения угроз публичной безопасности и порядка или  прекращения их нарушения применяет, в рамках своей компетенции, полицейские превентивные меры, к которым относится – применение технических устройств и технических средств, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи, средств фото- киносъемки и видеозаписи ( п.9 ч.1 ст. 31 ЗУ «О Национальной полиции»).

Полиция может закреплять на форменной одежде, служебных транспортных средствах, размещать по внешнему периметру дорог и строений автоматическую фото- и видеотехнику, а так же использовать информацию, полученную из автоматической фото- видеотехники, которая находится в чужом пользовании  с целью – предупреждение, выявление или фиксирование правонарушения, охраны общественной безопасности и собственности, обеспечение безопасности лиц, обеспечение соблюдения Правил Дорожного Движения.

Есть одно но, информация о размещенной автоматической фототехнике и видеотехнике должна быть размещена на видном месте. То есть сотрудники полиции должны предупреждать о том, что ведется видео- , аудио- запись. ( ст. 40 ЗУ «О Национальной полиции»).

В соответствии со ст. 10 ЗУ « Про доступ к публичной информации» каждое человек имеет право:

- знать в период времени собирания информации, но до начала её использования, какие сведения о ней, и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются, передаются, или распространяются, кроме случаев установленных законом,

- доступ к информации о ней, которая собирается и хранится,

- требовать исправление неточной, устаревшей, неполной информации о себе, уничтожение информации о себе, собирание, использование или хранение которой совершается с нарушением закона,

- на ознакомление по решению суда с информацией про других лиц, если это необходимо для реализации и защиты прав и законных интересов,

- на возмещение вреда в случае раскрытия информации об этом лице с нарушением требований, предусмотренных законом.

Фото-, теле-, кино- , видеофиксация действий Национальной полиции

Правовых оснований для технической фиксации деятельности сотрудников полиции не так уж много и они не дают напрямую такого права. Впрочем, в соответствии со ст. 19 Конституции Украины, гражданам разрешено делать все то, что не запрещено по закону. Поэтому ссылаться на ст. 34 Конституции Украины, которая гласит – каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом – на своё усмотрение, а так же ст. 9 ЗУ « О Национальной полиции» - полиция совершает свою деятельность на основах открытости и прозрачности в рамках, обозначенных КУ, обеспечивает постоянное информирование органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также общественность о своей деятельности в сфере охраны и защиты прав и свобод человека, противодействия преступности, обеспечения публичной безопасности и порядка. Полиция обеспечивает доступ к публичной информации, владельцем которой она является, в соответствии с законом. Согласно ч. 3 ст. 20 ЗУ «О Национальной полиции» - полицейскому запрещено снимать или скрывать нагрудный знак, а также любым другим способом преграждать прочтению информации на нём или фиксированию её при помощи технических средств.

Следует понимать, что это нормы не должны вступать в противоречие с нормами  другого закона. Например: физическая преграда совершению возложенных на сотрудников полиции обязательств, проведение данных действий в режимном объекте.

Для чего фиксировать деятельность сотрудников полиции при помощи технических средств? Технические средства позволяют сделать качественные фото-, видео-, аудиозаписи деятельности сотрудников полиции. Это нужно, во-первых, для того, чтобы иметь реальную картину событий, а во вторых это стимулирует самого сотрудника полиции быть более внимательным и соблюдать нормы действующего законодательства. Другими словами - фиксация действий сотрудников полиции при помощи технических средств является Вашей защитой  от возможных  незаконных действий.

Но, также не следует забывать, что в соответствии со ст. 359 Уголовного кодекса Украины, незаконное приобретение или сбыт специальных технических средств негласного получения информации, а также незаконное их использование – наказывается штрафом от 200 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до 4 лет или лишение свободы на тот же срок. В связи с этим, можно использовать средства видеофиксации, которые не подпадали бы под признаки специальных технических средств негласного получения информации:

- миниатюрное изделие в целом или отделенная часть модуля,

- функциональное предназначение изделия полагается в скрытом применении для негласного получения информации,

- конструктивное исполнение изделие в закамуфлированном виде или в виде, который предусматривает их камуфлирование или скрытое использование (маскировка),

- наличие в изделии функций получения информации, которые не являются характерной для этого вида.

20.10.11г. Было принято Решение Конституционного Суда Украины по конституционному представлению Службы безопасности Украины о том, что обвинение в совершении преступления не может основываться на фактических данных, полученных без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом.

КСУ отметил, что обвинение в совершении преступления не может основываться на фактических данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченным на то лицом без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом, а также полученных путем совершения целенаправленных действий по их сбору и фиксации с применением мер, предусмотренных ЗУ "Об оперативно-розыскной деятельности", лицом, не уполномоченным на осуществление такой деятельности. Что даёт основания для признания таких доказательств - полученными ненадлежащим образом, то есть, нет законных оснований для их применения.